Главная » 2017 » Сентябрь » 13 » История Чимка из Дуба-Юрта.
10:36
История Чимка из Дуба-Юрта.

Чимк узнав, что наместник Его Императорского Величества на Кавказе граф Лорис-Меликов пожаловал бывшему Наибу Имама Шамиля Дубе майорское звание царской армии и земли, достаточные для основания села, где поныне расположено село Дуба-Юрт. Приехав к Дубе, Чимк высказал свое желание, что он тоже хочет со своей семьей спустится в низовье, на земли пожалованные ему. Так как Дуба был сыном его двоюродной сестры и приходился ему племянником, Чимк знал что тот ему не откажет. Дуба сам был из тайпа Ч1инхой, но когда умер его отец, то его мать пришла в отчий дом с тремя сыновьями и Чимк помогал ей чем мог. Во время Великой кавказской войны Дуба вместе со своими родственниками по материнской линии из тейпа Вашиндарой воевал против российского престола и благодаря проявленному мужеству, отваге и героизму Имам Шамиль назначил его своим Наибом. Он так и вошел в историю, как Дуба Вашиндароевский. Позже Дуба переосмыслив свои идеалы перешел на сторону Российского Императора и воевал уже против Имама Шамиля. За проявленную храбрость и отвагу с врагами русского престола был переведен в офицерский состав царской армии, ему был пожалован чин майора и эти земли. Дуба конечно же не смог отказать двоюродному дяде в выделении земельного участка, тем более он и сам еще несколько лет назад воевал с его 8 сыновьями бок о бок, неся все лишения военной жизни. Желанием переселится на новое место у Чимка возникло в следствии того, что в то время в селе Вашиндарой старая мечеть уже не вмещала всех желающих и жители села хотели построить мечеть побольше. Но так как застройка в центре села была плотной и места для строительства там не нашлось, было принято решение, что строить будут на окраине села. Чимк жил в центре села, напротив его участка тёк родник и он принял решение, что всем будет удобнее приходить молится в центр села, тем более и родник для взятия омовения был ровно напротив. Предварительно получив положительный ответ от Дубы на переселение, Чимк вернулся в родной Вашиндарой и начал сборы. Перед отъездом он собрал Совет Старшин села и сказал им, что отныне он переезжает в низовья и будет жить там и что землю на которой жили его предки он отдает на строительство мечети ради Всевышнего АЛЛАХА. Попрощавшись с родными и близкими, взяв всю свою по тем меркам большую семью, порядком из пятидесяти человек уехал жить в нынешний Дуба-Юрт. Он со своей семьей поселился неподалеку от Дубы. Сам Дуба жил на месте, где в настоящее время живут Наурхановы, на соседнем от современной мечете участке, где раньше стоял магазин, аптека и по границе проходит водоотводной канал. А на участке, где поселился Чимк и поныне живут его потомки, а именно Осмаев Овта Лечиевич и Межиев Идрис Гатиевич. В Дуба-Юрте поселился Чимк с семьями своих сыновей Осмой, Хасаром и семьей погибшего сына Абург. Дуба сначала хотел выделить им один участок, так как Осма был инвалидом войны ему передило дробью правую лучевую или локтевую кость. Хасар болел туберкулезом, а дети Абурга считались сиротами. Дуба не хотел соглашаться с доводами сыновей Чимка, что им каждой семье нужен полноценный участок. Он приравнял семьи трех сыновей, инвалида Осмы, туберкулезника Хасара и погибшего Абурга к одной и сказал, что больше одного участка они не получат. Услышав это, Осма занял три участка, по одному для каждой и сказал, раз так дело пошло пусть теперь их кто-нибудь отнимет. Ситуация обострилась, но вмешательство родственников и уважаемых людей в тот раз эскалации конфликта не произошло, но осадок у всех остался.

Через год после переселения, Чимк умер от старости, и главой семьи стал его старший сын Осма, говорят он был высокого роста, светлый, крупного телосложения. Примерно еще через год после смерти Чимка, в один прекрасный день молодежь из семьи Дубы и из семьи Чимка соревновались кто хорошо стреляет и в соревновании участвовал сын Хасара (ныне Асадовы) по имени Боьж племянник Осмы, он выиграл в состязании по стрельбе. Что-то там пошло не так, кто-то возможно возмутился, точных подробностей мы не знаем, но после словесной потасовки дело переросло в драку. Говорят поводом стало, то что родственники Дубы предложили ему состязаться в борьбе на что тот согласился. Видя что и в борьбе выигрывает сын Хасара Боьж ребята навалились на него толпой и он каким то образом смог выбраться из под толпы. Он достал кинжал и начал от злости наносить удары и молодежь видя, что ситуация вышла из под контроля и что им теперь уже не остановить Боьжа начали разбегаться. Боьж начал их преследовать с кинжалов в руках и в это время с охоты возвращались Дуба с родным братом и с офицерами из крепости Воздвиженская, которая была в 1918г уничтожена при участии всех жителей близлежащих сел и стояла рядом с селом Чехкар. Это на территории где начинаются Волчьи Ворота или их еще называют Аргунским ущельем. Этим утром они ходили на охоту и возвращались с дичью домой. Дуба увидев эту ситуацию для предотвращения необратимых последствий вскинул ружье и выстрелил в ногу Боьжу в надежде ранить его и тем самым остановить. После случившегося при примирении сторон он поклялся на Коране, что он не хотел убивать Боьжа этим выстрелом, а лишь только ранить и остановить парня иначе он кого-нибудь убил бы. По стечению обстоятельств пуля попала ему в таз и от потери крови Хасар Боьж умер. Поняв что они натворили и помня предыдущую напряженную ситуацию, которая тем не менее висела в воздухе Дуба собрал всех братьев, своих и их сыновей оставив всё хозяйство под присмотром Чоьпы из тайпа Анди (Дагестан) который ухаживал за его скотом в срочном порядке скрылся в крепости Воздвиженская. После чего он прислал переговорщиков и те пояснили ситуацию, что всё произошло случайно и у них не было злого умысла. Дуба не хотел враждовать с родственниками Осмы, тем более он знал что Боьж был любимым племянником Осмы. Переговорщикам Осма ответил: «Зуб за зуб, око за око». Примирение длилось очень долго. Тем более надо учитывать тот факт, что Дуба (Ч1инхо) был в то время очень могущественным и влиятельным человеком. И что самое интересное, он никогда не пользовался могуществом власти, которой на тот момент обладал. Надо отдать ему должное он был человеком чести и когда другие наверное советовали ему сдать Осму с родственниками царской власти как непримиримых, так как они все боролись против установления российской власти и руками русских решить эту проблему, он будучи достойным человеком на это не пошел. Он прекрасно знал нрав своего троюродного брата по материнской линии Осмы (Ваштаро) и его вспыльчивый характер и что Осма это так не оставит. Поэтому он не прекращал попытки урегулировать возникший конфликт пока он был в безопасности за стенами крепости Воздвиженская. Дуба искренне хотел решить конфликт и не хотел враждовать с потомками Чимка. Поэтому он раз за разом собирал уважаемых в обществе людей и посылал их к Осме. Тем более он помнил, что Чимк сказал своим сыновьям отправлявшимся на войну: «Не смотрите на других как они воюют. Сражайтесь так, чтоб они смотрели как вы воюете». Когда приходили люди с прошением чтобы простили им кровь Боьжа, его отец Хасар и остальные родственники говорили что они прощают им кровь парня и когда их спрашивали, а где Осма им отвечали, что его нет дома, то он в Грузию уехал, то в крепость Грозную (ныне город Грозный). И переговорщики приходили с ответом к Дубе, что так мол и так, вот вас простили и вы свободны. Дуба всегда спрашивал, а Осма простил? Ему отвечали что его не было дома и что братья его простили. На что Дуба отвечал, что он с Осмой его братьями воевал почти 20 лет бок о бок и он знает, что если Осма не простил остальное не имеет смысла. Человеком, который смог привести стороны к примирению был Шейх Эллах Молл из Чанти-Юрта. Когда он пришел с людьми во двор Осмы того как обычно не оказалось дома. Но Шейх Эллах Молл сказал, что Осма отсиживается в лесу возле родника и ждет пока они уйдут. Он попросил присутствующих, сходить и позвать Осму. И передайте ему что его Устаз ждет его тут. В течении часа Осма явился. Войдя во двор он поприветствовал всех присутствующих крепко обнял своего Устаза. Шейх Эллах Молл попросил его простить Дубу и искоренить эту проблему, на что Осма ответил, что раз его просит его Устаз он не может отказать, но и каждый день смотреть в глаза человеку убившему его племянника он тоже не сможет. И если Дуба со всеми своими родственниками покинет село, то ради АЛЛАХА он их прощает. Ответ Осмы передали Дубе и он с родственниками согласился покинуть село. Во двор Осмы Дубу, убившего Боьжа, Осмы побрил ему голову и сказал такие слова: «Я Осма Сын Чимка из Вашиндароя прощаю его и прошу и вас всех чтобы и вы его простили» (имеется ввиду не сплетничали за спинами). Сказав это все разошлись. Выполняя данное обещание покинуть село, Дуба попросил наместника Императора на Кавказе графа Лорис-Меликова выделить ему землю в другом месте. И тот пожаловал Дубе земли в нынешном Алхазурове, там есть место под названием Дуби кьуьтар, где и поселился Дуба. Перед отъездом Дуба на последок распродал земли нынешнего села Дуба-Юрта и переехал в Дуби кьуьтар. От разных людей поступали предложения переименовать село Дуба-Юрт в какое-нибудь другое, чтоб окончательно забыть про эту историю и не вспоминать этот конфликт. Так как при каждом упоминание названия села, все равно они вспоминали про произошедший конфликт и он был свеж в памяти, тем более Дуба переселился в другое место, основав там новое селение. Но Осма в знак уважения к нему сказал, что имя такого человека как Дуба пусть все произносят хоть каждый день и его это не задевает и добавил: «Лучше враждовать с достойными людьми, чем родниться с кем попало». И с тех пор наши отцы передают нам эти последние слова сказанные им напоследок

Ныне в Дуба-Юрте проживают потомки Чимка носящие следующие фамилии: Осмаевы, Межиевы, Ацаевы, Юнусовы, Асадовы, Арсахановы, Бараевы, Вараевы, Джунаидовы, Дакаевы. Причиной почему все потомки Чимка не носят сейчас одну фамилию разные. Во время депортации Чечено-Ингушского народа под кодовым названием «Чечевица» 23 февраля 1944г. После высылки, при постановке на спецучёт военнослужащие заходили и спрашивали имя отца для отражения в документах для отчетности и выделения продовольственного пайка. Сыновья селились по соседству с отцом и к примеру зашли к Юнусу спросили имя отца, он назвал Осма. Записали Осмаев Юнус. Зашли в соседний барак, где жили два сына Юнуса – Хасуха и Саид и спросили имя их отца. Они сказали Юнус. Их записали как Юнусовы. Вот так и произошла чехорда с фамилиями потомков Чимка, теперь которых насчитывается только в Дуба-Юрте порядка 700 человек. Из них участники ВОВ Осмаев Апти Дакаевич 1918г.р, Осмаев Лечи Юнусович 1908г.р, Осмаев Кюра Юнусович 1915 г.р, Ацаев Сайд-Ахмед Ацаевич, Дакаев Сайд-Ахмед Дакаевич, Межиев Х1умид Межиевич, Ацаев Халид Ацаевич. Два сыновей Чимка уехали жить в Гойты – Сосламбек и Эльбукъ, один уехал жить в Улус-Керт звали его Аббаз там и поныне живут Аббазовы. Еще один Цала ушел жить в Дачу-Барзой. Восьмой сын погиб при взятии крепости Воздвиженская еще до женитьбы. Также в Дуба-Юрте живут Вашиндароевцы из Улус-Керта Бегечевы, Тесаевы, Ясуевы, Анзоровы, Такаевы, Заурбековы, Дадаровы, Дадаевы, Дагиевы и Тайсумовы.

Авторы: Ваштаро, потомки Чимка из Дуба-Юрта

Осмаев Хаваж-Бауди Умиевич

Осмаев Ислам Овтаевич

Категория: Зорба (публикации) | Просмотров: 352 | Добавил: i_balaev
Всего комментариев: 0
avatar